Главная Оглавление О проекте Участники Розыск Ссылки Форум Словарь

Проект продолжает свою работу на сайте www.sobory.ru

г. Кострома. Ипатьевский монастырь Святой Троицы.

 

<<  Костромская область    <<  Костромской район

 

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото август 2002 г.
Алексей Сигаев

Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Монастырь впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году, но создан он был значительно раньше. Монастырская легенда, записанная в XVI веке, относит время создания его ко второй четверти XIV столетия (по другим данным - к 1330 году). Она рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который будто бы добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия. По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте "чудесного" исцеления. Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых - знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

Впрочем, некоторые ученые считают, что обитель возникла несколько раньше - в последней четверти XIII века. В письменных источниках монастырь впервые упомянут в 1435 г. Здесь был подписан мирный договор между враждовавшими князьями Василием Темным и Василием Косым.

Монастырь расположен близ города Костромы, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу реки Волги. Создание Ипатьевского монастыря попадает на период возвышения Костромы как удельного княжества в третьей четверти XIII века. В XIV - начале XV века Кострома приобретает значение одного из опорных пунктов княжеской власти. Первое упоминание монастыря в летописях относится к описанию междоусобной борьбы за великокняжеский престол, которую подняли во второй четверти XV века галицко-звенигородские князья.

Приход Годуновых к власти сопровождался щедрыми пожертвованиями Ипатьевскому монастырю. Записи отмечают, что только за пять лет, с 1586 по 1591 год, Д.И.Годунов дал Ипатьевскому монастырю около 1000 рублей деньгами "на каменное дело" и несколько сел с деревнями. В результате пожертвований Годуновых и других лиц земельные владения монастыря к концу столетия возросли вчетверо. По количеству земляных владений монастырь занимал четвертое место в ряду крупнейших русских монастырей. В 1595 году Борис Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 году - два дома в Костроме. Ипатьевский монастырь стал называться "преименитой лаврой". На средства Годуновых с 50-х годов XVI столетия и до 1605 года проведено полное переустройство монастыря.

В годы польско-шведской интервенции в начале XVII века Ипатьевский монастырь стал свидетелем одного из эпизодов борьбы русского народа за независимость. Осенью 1608 года не только западные районы, но и большая часть северных областей Русского государства были захвачены польскими интервентами. Однако уже в ноябре выступили посадские люди Галича, к ним присоединились вологжане, белозерцы, костромичи. В мае поляки и их сторонники с воеводой Вельяминовым были изгнаны из города, но завладели частью Ипатьевского монастыря.

Вельяминов, запрашивая помощи у гетмана Сапеги. писал : "Марта в 12 день пришли воры государевы изменники, вологотцкие и поморские мужики, пять тысячь, от Костромы за две версты, а ждут к себе из Галича Ивашка Кологривца, а с ним де идет воровских людей пять же тысячь, и ждут его к себе марта в день 13 на вечер, а к ним придет, и им приступили к Ипатцкому монастырю". Польскому отряду не удалось рассеять ополчение, однако и ополченцам не удалось изгнать захватчиков : слабовооруженному войску ополченцев монастырь мог противопоставить вооружение из 37 пушек, большие запасы пороха. Продовольствия так же имелось достаточно.

Первого мая в Кострому прибыл опытный воевода Давид Жеребцов. По его приказу вокруг монастыря выкопали глубокий ров, укрепленный булыжным камнем, за рвом засели ополченцы. Они бились с осажденными "день и ночь". Монастырь был отрезан от общения с внешним миром. Попытки Вельяминова прорваться не увенчались успехом. Но чтобы взять крепость, нужно было подорвать стены. Выполнить эту задачу взялись костромские служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин. В ночь с 24 на 25 сентября 1609 года они подвели подкоп под монастырскую стену, заложили туда бочку с порохом. Произошел взрыв. Оба патриота погибли, но ценою их жизни крепость была взята и засевшие в ней поляки и их сторонники уничтожены. Остатки польского отряда нашли смерть на дне Святого озера (ныне Некрасовское), явившегося, по преданию, три с половиною столетия ранее могилой татаро-монгольским завоевателям.

Освобождение Ипатьевского монастыря развязало руки костромскому народному ополчению, которое двинулось вперед и участвовало в сражениях под Ростовом, Троицко-Сергиевой лаврой и под Москвой.

Все последующие годы не прекращались распри между посадскими людьми и монастырским духовенством : жители города долгое время не могли забыть о предательстве монастырских властей во время осады.

В Ипатьевском монастыре при Борисе Годунове жили в ссылке Романовы, а в годы Смутного времени они получили монастырь в вотчинное владение как вознаграждение за их опалу при Годуновых. Когда в вотчине Романовых произошла расправа польского отряда с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью были вынуждены бежать из села Домнина (теперь Сусанинского района) и укрыться в Ипатьевском монастыре. У Романовых был свое осадный укрепленный двор в Костроме, близ Успенского собора, но они избрали монастырь как более надежное убежище.

Это близ Ипатьевского монастыря произошла история, которая легла в основу многочисленных литературных произведений и театральных постановок об Иване Сусанине. Легенда гласит, что русская монархия была спасена его храбростью и самопожертвованием. Сразу после избрания Михаила царем поляки попытались захватить его в плен. Но, вызвавшись проводить польских лазутчиков через глухие костромские леса, Сусанин заманил их в непроходимую чащу и обрек на смерть от голода и холода. Впоследствии Романовы ввели традицию - чествовать при дворе людей, которые когда-либо спасли жизнь русским государям. По указу царя в Ипатьевский монастырь был перенесен прах Ивана Сусанина.

Перед тем как объявить Романовых царской династией, Ипатьевская обитель напутствовала нижегородское ополчение Минина и Пожарского, выступившее против Лжедмитрия в феврале 1612 года. Чуть позже был избран законный царь - 16-летний Михаил Романов.

На земском соборе в феврале 1613 года Михаила Романова избрали царем, и в монастырь явилось посольство из духовенства и бояр. Здесь, в Троицком соборе, был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство, поэтому Ипатьевский монастырь неизменно величали «колыбелью дома Романовых». Русские государи, время от времени приезжавшие в Кострому, непременно посещали этот монастырь. Это событие обеспечило монастырю могущественное покровительство царской фамилии Романовых.

Блистательная череда царственных паломничеств в Ипатьевский монастырь была открыта в 1767 году приездом Екатерины II, а завершена в 1913 году Николаем Вторым в дни празднования в Костроме 300-летия династии Романовых. Спустя 80 лет, в 1992 году, эта традиция была вновь восстановлена великой княгиней Леонидой Георгиевной, великой княгиней Марией Владимировной и ее сыном Георгием, посетивших Ипатьевский монастырь. В день их приезда с утра в древнем Ипатии звонили колокола. Так же, как и царственные предки столетие назад, они слушали в Троицком соборе монастыря литургию вместе с потомками многих известных в истории России костромских дворянских родов; прошли по улицам, где ступала нога последнего русского императора; видели березу, посаженную его дочерьми в Богоявленско-Анастасьинском монастыре. Великая княгиня Мария Владимировна приветствовала костромичей такими словами: «Один из красивейших русских городов, ровесница нашей первопрестольной столицы, древняя Кострома занимает особое место как в истории России, так и в судьбе нашей династии, празднующей в эти дни свое 380-летие.

В 1913 г., через триста лет после того, как обитель была временным пристанищем для первого из Романовых, его в последний раз посетил последний царь - Николай II. Как нетрудно догадаться, время расцвета монастыря близилось к концу. Впрочем, Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания.

Строительные работы первой половины и середины XVII века направлены прежде всего на укрепление монастыря как крепости и на расширение его территории. К концу столетия оборонное значение монастыря утрачивается.

В XVII и XVIII столетиях, до образования в 1744 году Костромской епархии, Ипатьевский монастырь был крупным административным центром, монастырские власти заведовали всеми монастырями, соборными и приходскими церквями костромской патриаршей провинции, в которую входили Нерехта, Плес, Судиславль, Макарьев-на-Унже, Чухома, Солигалич, Буй и Любим. Ему принадлежало и управление монастырями других уездов, таких, например, как Переславкий, Горицкий и Кирилло-Белозерский. По описи 1701 года в монастыре было около восьмидесяти пяти человек монашествующего чина и более ста человек слуг и работных людей разных специальностей.

На протяжении всей своей истории монастырь являлся одним из крупнейших и влиятельнейших монастырей на Руси. Однако, к XVIII веку церковь теряет влияние на жизнь государства, и монастырь утратил свои позиции. До наступления XX века в истории монастыря никаких заметных событий не происходило.

После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.

Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта.

Многие из построек времен Годунова дошли и до наших дней, но в перестроенном виде. Первая каменная постройка в монастыре - соборный храм Троицы (около 1560-го года, разрушен взрывом в 1648 году). Рядом с соборным храмом, с южной стороны, одновременно была выстроена трапезная палата. Троицкий собор должен был служить летним храмом, предназначенным для торжественных богослужений. Зимней церковью, в которой совершались также все обыденные службы, являлась каменная церковь Рождества Богородицы (не сохранилась). Интенсивное каменное строительство ведется после пожара 1581 года. В 80-90-х годах построены каменные стены монастыря с башнями и въездными воротами. Парадные, Святые ворота, выходили первоначально к реке Костроме, над ними выстроена церковь Федора Стратилата и Ирины (в честь царя Федора Ивановича и царицы Ирины). Строятся каменные кельи, погреба и настоятельские покои. В 1604 году выстроена каменная звонница, завершившая архитектурный ансамбль монастыря.

Каменная ограда, согласно летописи, были возведены в 1586 по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 метров) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот : с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы - Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину 1,5 метра, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 6,5 - 7 метров.

Ипатьевский монастырь - характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом - галереей боевого хода.

К памятникам деревянного зодчества восходят и конструктивные формы некоторых башен, как, например, квадратной башни над южными воротами, получившей название Воскобойной. Святые ворота и надвратная церковь Федора и Ирины, акцентировавшие парадную часть монастырского ансамбля, свое первоначальный вид не сохранили (обветшавшая надвратная церковь была разобрана в 1775 году). Несколько особняком среди памятников монастыря раннего периода стоит звонница - одно из лучших достижений годуновского времени. Первоначальные архитектурные формы звонницы 1604 года сохранились с небольшими изменениями с южной стороны. В 1646 году с северной стороны к ней пристроена башня-колокольня со звоном, увенчанная шатром, а с западной стороны в 1852 году приделана пятипролетная терраса с крыльцом. В XVII веке на звоннице было 18 колоколов, из них самый большой, весом 600 пудов, - вклад матери Бориса Годунова - Стефаниды Ивановны. В 1646 году государевым мастером Даниилом Матвеевым был отлит колокол также в 600 пудов весом по вкладу А.Н. Годунова и его дяди В.И.Стрешнева.

Одновременно с возведением стен и башен в монастыре производилась постройка каменных зданий жилого и хозяйственного назначения - к концу столетия они сменили большинство деревянных палат. По сторонам от Святых ворот, с внутренней стороны монастыря, находились кельи монастырского эконома и братские кельи. Возле северной стороны разместились настоятельские и братские кельи. С западной стороны - келарские кельи (с 1598 года, когда настоятелю Ипатьевского монастыря было присвоено звание архимандрита, а ближайшим лицом после него стал "наместник", корпус стал называться наместническим; позднее здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой, до избрания его на царство, и поэтому здание получило название "палат бояр Романовых") и погреба, с южной - поварня с трапезной, хлебопекарня и кладовые. Расположенная поблизости юго-западная башня использовалась как квасоварня и называлась в старых описях "квасной". Вне стен монастыря находились только конюшни.

Ипатьевский монастырь на протяжении столетий служил местом захоронения лиц знатных боярских фамилий : Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых. Во второй половине XVI здесь уже имелось значительной количество погребений; Годуновы устроили родовую усыпальницу.

В 1621-1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных во время осады. Ограда была "в вышину надделывана". Работы проводились по царскому указу "подмастерьями" (мастерами), присланными из Москвы (Иван Неверов и другие), а также "каменщиками московскими, костромскими, ипатскими и богоявленскими". В дальнейшем строительные работы в монастыре велись в основном силами каменщиков и кирпичников, проживавших в расположенной возле монастыря Ипатьевской, или Богословской (ныне Трудовой), слободе.

В 1642-1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. Работы производились под руководством старца Иосифа, выполнение их было поручено каменщику Богословской слободы Андрею Андрееву сыну Кузнецу. Летопись, на западной стороне Зеленой башни, отмечает дату построения Нового города и указывает, что ограда возведена "во спасение иночествующим и в сохранение христоименитым людям".

Башни и стены Нового города снабжены "подошвенным боем" (рядом бойниц в нишах у основания стены). Это повышало обороноспособность крепостных стен. Кроме того, декоративность их усложняется. Башни после надстройки в XVII веке становятся стройнее. Вводится мотив членения башенной стены ширинками и оформления амбразур и окон в виде восьмигранной розетки, обрамленной полуваликом.

Архитектурные формы построек этого времени достигают большой чистоты стиля. Западная надвратная башня отличается легкостью пропорций и изяществом общего очертания. Башня получила название Зеленой, потому что ее шатер покрыт зеленой обливной черепицей.

Костромской каменщик из Богословской слободы Андрей Андреев сын Кузнец проявил себя в постройке стен и башен Нового города искусным и одаренным зодчим.

Одновременно с постройкой каменных стен и башен Нового города около 1645 года возведены каменные настоятельские кельи у северной стены (с восточной стороны), а близ восточной стены - казначейские кельи. Позднее, в 80-х года XVII века и в начале XVIII столетия они были перестроены и соединены вместе, здание получило Г-образную форму. В настоящем виде, после реставрации, архиерейский корпус, как его именовали после размещения здесь архиерея, представляет собой конгломерат разновременных построек.

Задумав строить новый собор (старый разрушен взрывом), монастырские власти хотели значительно расширить его. Архимандрит Гермоген и строитель старец Пафнутий с "братиею" обратились с просьбой к царю Алексею Михайловичу разрешить построить новый собор по образцу собора в Новоспасском московском монастыре (монастырь был царской вотчиной), но по грамоте от 25 марта 1650 года повелено устроить собор по образцу ярославского Успенского собора, "не больше онаго", "а буде у вас в монастырской казне денег много и вы б велели прибавить в вышину монастырские стены". Стены Старого города вновь надстроили, расширили обходную галерею; этим было завершено строительство крепостных сооружений Ипатьевского монастыря.

Троицкий собор, построенный в 1650-1652 годах, представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклетах и окруженный с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на северную сторону, на центральную площадку монастыря. Северная сторона храма рассматривалась как главный фасад здания, и обрамлена богаче. Декоративное убранство стен главного куба собора и барабанов отличается большой пластичностью, оформление галерей выдержано в плоскостных геометрических формах. Узорчатые ширинки сплошь заполняют стену.

Сооружение Троицкого собора производилось одновременно с окончательной достройкой стен и башен монастыря. Это позволило согласовать внешний вид собора с общим ансамблем. На расстоянии собор воспринимается как главный композиционный центр всего архитектурного комплекса. Величественный массив собора приковывает к себе внимание издали. Широко и прочно утвердился он на основании; внушительная форма центрального куба здания, увенчанная пятиглавием, создает ощущение могучего нарастания объемов вверх. Собор занимает доминирующее положение благодаря общему впечатлению монументальности и щедрой декоративности здания. За 300 лет существования собора в нем неоднократно производились ремонтные и реставрационные работы. Во время наводнения в 1709 году собор сильно пострадал ("расселся надвое").

С 1744 года он был учрежден кафедральным, в связи с чем собор перестраивается. В 1768 году в южном подцерковье, где раньше помещалась кладовая с сенями, устроена церковь Лазаря, которая должна была служить усыпальницей для костромских архиереев. Около 1780 года на куполах поставили большие главы, но в 1803 году их переделали на главы меньшего размера. В 1835 году бурей была сорвана большая глава собора, а остальные сдвинуты со своих мест. "В древнем виде" главы восстановлены в 1840 году. В 1811 году в соборе сделали чугунный пол. В 1862 году упразднили придел Филиппа и Ипатия, так как была построена крестовая церковь во имя Ипатия.

Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора произведены в 1911-1912 годах, накануне празднования 300-летия дома Романовых. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине. В соборе был раскрыт древний пол, состоящий из крупных терракотовых плит, образующих узор в шашку. Крыльцо освобождено от позднейших перестроек и достроено "в древнем стиле", по аналогам. В целом Троицкий собор - одна из наиболее сохранившихся в своем первоначальном виде построек.

Одновременно с возведением нового здания Троицкого собора в 1649-1652 годах достраивалась звонница. Звонница годуновского времени не соответствовала более крупным размерам собора, не уравновешивала его, к тому же она разнилась с ним по стилю. С северной стороны к звоннице была пристроена высокая башня-колокольня с одним открытым пролетом для звона. В отличие от годуновской звонницы новая пристройка колокольни отличается сложностью и многообразием приемов декоративного оформления, различного в каждом ярусе. Звонница годуновского времени завершалась тремя шатрами. Звонница подвергалась капитальному ремонту в 1758-1769 годах и в 1852 году. С западной стороны вместо деревянной террасы на столбах построена двухэтажная галерея в виде открытой аркады. Неоднократно перестраивался шатер над башней. В 1852 году звонница расписана живописью в духе "итальянского художества", но в 1912 году эта роспись была уничтожена, как несоответствующая выдержанной в традиционных формах архитектуре. В том же 1912 году шатровый верх колокольни вместо железа был покрыт черепицей.

Строительные работы в монастыре продолжались и в конце XVII века, но в меньшем объеме. В 1671 году на территории Нового города выстроена каменная церковь Иоанна Златоуста, позднее разобранная. Церковь была одноглавая, с небольшой папертью и шатровой колокольней. К концу XVII столетия следует отнести устройство над Святыми воротами церкви Петра и Павла - в честь покровителя Петра I апостола Петра. Церковь до нашего времени не сохранилась. В конце XVII века проводились работы по перестройке (расширению) палат Романовых, достройке настоятельского корпуса.

В связи с учреждением Костромской епископии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания используются в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. В 1745-1750 годах при епископе Сильвестре реконструируется комплекс зданий с восточной стороны, между настоятельскими покоями и Святыми воротами. Надстроен третий, деревянный этаж с открытой галереей, выходящей в сторону реки Костромы, здание объединили с настоятельским домом, и оно получило название архиерейского корпуса.

В 60-х годах XVIII века, при епископе Дамаскине, построено южное крыло архиерейского дома в два этажа, справа от Святых ворот. В 1758-1759 годах пристраивается второй этаж к братским кельям и здание вновь облицовывается. Окна второго этажа обрамляются фигурными наличниками с замком вверху. В 1760 году епископом Дамаскиным в восточной части архиерейского корпуса устроена домовая церковь архиерея - крестовая церковь во имя Сретения иконы Владимирской Богоматери. В 1767 году в честь посещения Ипатьевского монастыря Екатериной II построены новые парадные ворота в северной стене Старого города. Ворота оформлены двумя въездными арками, одна арка со стороны улицы, другая - с внутренней стороны монастырского двора. По сторонам ворот (с внешней стороны стены) выставлены две небольшие часовенки в виде павильонов с выпуклой кровлей, двери обрамлены портиком.

В 60-х годах "за ветхостью" разобрана церковь Рождества Богородицы годуновского времени. Согласно Ведомости 1763 года, "поставлена церковь пятиглавая каменная ж теплая с трапезою : во оной церкви в олтаре и в трапезе стены и накатные деревянные потолки подмазаны алавастровою штукатуркою, а клейма лепною работою и роскрашены красками. ... При трапезе кладовые две полатки большие, да при той же церкви с северную сторону паперти с галдареею и с лестницею каменные да с восточною сторону перед олтарем над каменным зданием, а с южную сторону на столбах помост деревянной с перилами, с него под соборную церковь и в полаты ко вкладчиковым гробницам сходная деревянная лестница". Церковь простояла около ста лет, и в 1860-1863 годах на ее месте была выстроена новая, но и эта церковь не сохранилась. В 40-70-х годах XVIII века внутренние помещения храмов переоборудованы.

Переустройство монастыря продолжается и в XIX веке. В 1832 году утвержден проект генеральной перестройки монастыря, осуществленный в последующие годы. Архиерейский корпус, здания келий, корпус богодельни приобрели новый вид - проект почти не учитывал стиля древних памятников. В 1840 году принято решение о сооружении в средней части архиерейского дома церкви во имя Хрисанфа и Дарии, память которых отмечается 19 марта (в этот день в 1613 году Михаил Романов после "избрания на престол" вышел с торжественной процессией из Ипатьевского монастыря в Москву, а в 1814 году, в день 19 марта, Александр I во главе русского войска вступил в Париж после победы над Наполеоном). Архитектурные формы этой церкви по замыслу должны были соответствовать Зеленой башне, стоящей напротив, в глубине монастыря, у западных ворот. Церковь сразу после завершения постройки разрушилась и была вновь возведена в 1868 году губернским архитектором Григорьевым.

В 1840 году по проекту архитектора К.Тона перестраивается здание южных келий, постройка приобретает разностильный вид. В XIX веке проводится реконструкция палат бояр Романовых, бывших келарских или настоятельских покоев. В конце XVIII столетия, в связи с пребыванием в монастыре духовной семинарии, они значительно расширены, при этом перегородки переложены, двери и окна перемещены. В 1839 году на площадке перед палатами Романовых сооружена колонна в память о знаменательных событиях из жизни Ипатьевского монастыря, которые подробно перечислены в летописи на каменном постаменте.

Ипатьевкий монастырь расположен на низком берегу и при паводках его территория неоднократно заливалась водой. Большое наводнение в 1709 году было настоящим стихийным бедствием, оно повредило многие постройки. После этого вокруг стен монастыря устроена "плотинное укрепление" ("обруб") с треугольными ряжами-таранами. В 1837 году его заменили каменным, сохранившимся до настоящего времени. Архитектурные формы укреплений хорошо гармонируют с монастырской стеной. Арочные устои, напоминая виадук, создают впечатление, что монастырь стоит на воде.

Зеленые насаждения на монастырской территории появились около ста шестидесяти лет назад. Разросшиеся дубы и лиственницы обрамляют памятники древнего зодчества.

Внутреннее пространство Троицкого собора покрыто замечательной монументальной живописью. Артель костромских изографов во главе с выдающимися мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор в течение одного сезона 1685 года. Следуя сложившейся в XVII веке традиции, сюжеты фресок отвечают наименованию храма: верхний ярус посвящен теме «Троица». Покрывая сплошь стены храма, фресковая живопись поражает гармонией цветовых сочетаний, создающих ощущение праздника. Особенно красивыми являются изображения фантастических зданий павильонов, лестниц, террас архитектуры итальянского барокко и прелестно трактуемой земли, скал, холмов, поросших причудливыми травами и цветами. Нижний ярус расписан декоративным орнаментом в виде клеток с крупными цветками гвоздики. Великолепен золоченый пятиярусный иконостас, выполненный мастерами-резчиками в 1757–1758 годах.

От первоначального убранства Троицкого собора сохранились три металлические двустворчатые двери, украшающие порталы центрального храма - вклад Д.И. Годунова. Двери были повреждены при взрыве, но впоследствии восстановлены, хотя положение пластин перепутано. Двери обиты медными листами с изображением пророческих и евангельских сюжетов, отдельные композиции обрамлены орнаментными валиками.

Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях : Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

Д.И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других городов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебрянные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских.

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них - сложная композиция "Родословное древо Иисуса Христа", включающая библейских "предков Христа" в медальонах и "Рождество Христово".

Вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском монастыре и в других храмах и монастырях образуют группу памятников живописи, отмеченную определенным единством стиля. Содержание произведений живописи говорит о широком охвате самой разнообразной тематики и иконографии, причем традиционные, канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств путем обращения к разным источникам, будь это византийские или западные произведения живописи или же впечатления живой натуры. В композициях нередки многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов. Красочная гамма строится на сочетании плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов, в живописи заметно ощущается желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги. Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица - с острым носиком и маленькими зоркими глазами.

Около сорока лет, во второй половине XVI и начале XVII века, в Ипатьевском монастыре жизнь била ключом, и это не могло не оказать влияния на развитие искусства Костромы и ее округи. Из среды костромских иконописцев первой половины XVII века вышли такие видные мастера, как Любим Агеев и Василий Ильин, принимавшие участие в украшении стенописью Московского Успенского собора (1640-1642) и выступавшие самостоятельно в качестве руководителей работ в росписи храмов Костромы, Ярославля, Кириллова, Суздаля.

Обилие жанровых и реалистических мотивов в годуновской живописи оказало большое влияние на искусство костромских иконописцев XVII века. Можно говорить о прямом воздействии лицевых рукописей Ипатьевского монастыря на разработку новых сюжетов в монументальных росписях иконописцев Костромы.

В числе вкладов Годуновых немало предметов шитья - воздухи и покровы, употреблявшиеся в богослужении, плащаницы, пелены, священнические одежды. Из мастерских художественного шитья Годуновых выходили превосходные изделия. Рисунки и эскизы для вышивальщиц выполнялись иконописцами-знаменщиками, а затем с большим искусством переносились в шитье. Шитые иконы - та же живопись, созданная особой техникой; цветной фон, вышивка золотыми и серебряными нитями, многоцветными шелками, а иногда и скрученными вместе нитями разнообразными стежками и "в прикреп", создавали изысканные красочные и фактурные эффекты.

Образцом искусства годуновской вышивки является пелена с изображением "Троицы" - вклад Д.И. Годунова 1593 года (Оружейная палата). Средник иконы, близко повторяющий рублевскую Троицу, исполнен на малиновой ("червчатой") камке - камчатной, узорчатой ткани; обилие золотых и серебряных нитей создает мягкие переливы мерцающих тонов. Клейма со сценами бытия вышиты по синему фону. На створах сюжеты иллюстрируют историю Авраама и Лота; в пелене первые четыре композиции посвящены истории сотворения мира и человека, изгнания прародителей из рая, далее следует история Ноева ковчега, в которой представлено множество видов животных, а в конце, после рассказа об Аврааме и Лоте, - "Лествица Иакова" и "Неопалимая купина".

Среди произведений шитья Годуновых в Костромском музее - пелена с изображением св. Ипатия. Фигура Ипатия решена декоративно, в плоском силуэте; золотые и серебряные нити слегка подцвечены голубым и светло-оливковым шелком, лик расшит с большим вниманием мягкими переходами полутонов. Вокруг воздуха, которым покрывали богослужебные сосуды с изображением "агнца божия, закланного за грехи мира", вышита надпись, что он выполнен в дар Ипатьевскому монастырю по вкладу Д.И. Годунова в 1688 году. Другой воздух, большой (сударь), с изображением Христа, лежащего во гробе, имеет вкладную надпись Д.И. Годунова 1592 года; плащаница датирована 1604 годом, имеются и другие произведения шитья.

Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда, лампадницы. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица (ложечка для причастия) - сделаны из золота и украшены чеканными изображениями. На потире надпись: "Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом пречистые и живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ".

Монастырские описи изобилуют перечислением драгоценностей на окладах икон, складней металлических и каменных крестов. Среди предметов мелкой пластики - превосходный складень из черной кости с серебряными полями, украшенными золотой сканью: на одной стороне его изображен образ Богородицы Знамение, на другой - "Премудрость созда себе храм". София Премудрость представлена в образе женщины в хитоне с обнаженными плечами, рядом апостолы и сцена заклания тельца.

На протяжении XVII века в Ипатьевском монастыре велись работы по монументально-декоративным росписям, монастырская ризница обогащалась новыми вкладами икон и произведений прикладного искусства.

По преданию, Михаил Федорович распорядился о росписи палат бояр Романовых, и здесь были написаны картины "Наречение на царство", "Прощание с Костромой", "Плавание по Волге" и "Торжественный въезд в Москву".

Главное внимание обращено на украшение интерьера вновь построенного Троицкого собора. Сразу после возведения храма, в 1652-1653 годах, начата роспись папертей. В это время созданы композиции западной паперти, справа и слева от портала; стенопись выполнялась костромскими иконописцами под руководством главы артели - Василия Ильина. Фрески неоднократно поновлялись. В настоящее время они расчищены из-под записей; красочный слой имеет значительные утраты, но композиции сохранились полностью. Содержание фресок представляет большой интерес. Справа от портала - "Видение Иоанна Лествичника". Картина показывает, сколько препятствий следует преодолеть монашествующему чину, чтобы достичь райской обители. На вершине лестницы, ведущей в рай, - лишь одинокая фигура праведника.

Артель костромских иконописцев, расписавших храмы в Ярославле, Кириллове и других городах, в своем творчестве активно утверждала программу посадского сословия, критики официальной церкви.

В стенописи паперти Троицкого собора опытные мастера на сравнительно небольших простенках смогли многое рассказать. Сцены с большим количеством действующих лиц умело скомпонованы, рисунок отличается точностью и выразительностью характеристик. Труднее судить о колорите ввиду повреждения красочного слоя: сохранившиеся участки показывают, что стенопись выполнена в сложной и гармоничной колористической гамме в сочетаниях темно-синего фона, охряного пейзажа, белых палат, розово-красных, зелено-голубых и красно-коричневых одеяний.

В росписи западной паперти привлекают внимание архангелы по сторонам портала, один из них держит свиток в руках, записывая имена входящих в храм, другой - в воинских доспехах, с поднятым в руке мечом - охраняет вход в храм. Образы архангелов монументальны и величественны, эти фигуры могли быть написаны известным иконописцем, тогда еще молодым Гурием Никитиным. Впоследствии фрески паперти были частично прописаны при росписи главного помещения храма.

Работы по росписи Троицкого собора были прерваны, по-видимому, ввиду морового поветрия 1654 года и возобновлены три десятилетия спустя, в 1685 году. Во второй половине XVII века костромскую артель иконописцев возглавил Гурий Никитин, крупнейший мастер монументальной живописи этого времени. Клеймо на северной стене содержит перечень имен художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма: "(О бозе) трудившийся сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (Л)оги(нов)". Артель представляла собой слаженный коллектив талантливых художников-монументалистов. В 60-80-х годах XVII столетия Гурию Никитину "с товарыщи" поручались ответственные работы в московских придворных и патриарших храмах, при дворе ростовского митрополита Ионы Сысоевича и в Ярославле, где в это время было немало своих перворазрядных иконописцев - Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, Лаврентий Севастьянов и другие.

В стенописи Троицкого собора ярко проявились особенности стиля костромской школы живописи, высоко ценимой современниками. Фрески созданы в традициях древнерусского искусства, как бы заново переосмысленных, в них сочетается эпический дух и глубоко человечная интерпретация событий Священной истории. Роспись органично связана с величественным интерьером храма.

Среди двунадесятых праздников в люнете западной стены разместилась композиция "Сошествие св. духа на апостолов". Сцена дана в "полном" иконографическом переводе, с изображением толпы людей, дивящихся чуду. Мотив этот впервые был введен в старовизантийское искусство с его пережитками эллинизма, но потом был забыт и появляется вновь в стенописях XVII века под влиянием общего тяготения к "достоверности" и эмоциональности трактовки сюжета. Группа мирян расположилась в нижней части композиции. Женщины в нарядных, отороченных кружевом платочках по современной моде того времени стоят на коленях или сидят прямо на шашечном полу горницы с грудными детьми и малыми ребятами: фигуры даны в резких поворотах, сбоку или даже спиной к зрителю.

Стенопись главного помещения храма состоит из четырех ярусов, что при значительной высоте здания позволяет избежать излишней дробности композиций (в ярославских росписях обычным было членение на шесть, семь и даже восемь рядов). Верхний пояс рассказывает легенду о ветхозаветной Троице, в честь которой освящен храм. Во втором и третьем ярусах сверху излагается евангельская история о земной жизни Христа - притчи, исцеления, чудеса. Нижний ряд посвящен деяниям апостолов. В стенопись нижнего ряда включено несколько картин на тему библейской поэмы "Песнь песней", прославляющей символический союз Христа и церкви в виде двух возлюбленных. Столпы представлены изображениями мучеников, среди них в полном царском облачении Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В приделе Ипатия и Филиппа помещен цикл картин о жизни этих святых, сцена крещения Чета и т.д.

Художников привлекает изображение событий, которые позволяют раскрыть сильные, искренние чувства: скорбь об умершем, мольбу об исцелении, радость по случаю "воскрешения". На первом ярусе северной стены - фреска, рассказывающая о деяниях апостола Павла "Чудо в Троаде". Действие происходит в храме, где апостол произносит проповедь. Интерьер храма торжественно обрамлен портиком с колоннами, в центре - светильник с языками пламени. Слева - мать с ребенком на руках, у ее ног уснул старший сын. По легенде, мальчик спросонья свалился из окна второго этажа и разбился насмерть, но был чудесным образом воскрешен апостолом Павлом. В центре картины - фигура апостола, в стремительном движении склонившегося над мальчиком, вокруг все присутствующие с изумлением взирают на свершившееся "чудо".

На южной стене (первый ярус снизу справа) - композиция "Смерть Анании и Сапфиры". Тема ее - рассказ из деяний апостолов о том, как супруги Анания и Сапфира утаили свое богатство и дали в храм малое пожертвование, за что были наказаны смертью. На фреске показано два эпизода. На переднем плане, на фоне палат, означающих преддверие храма, стоят, оживленно жестикулируя, двенадцать апостолов, перед ними рабы поднимают бездыханное тело Сапфиры: один ухватил ее за плечи, другой держит за колени. Перед Сапфирой на полу лежит мешочек, из "которого высыпались монеты - утаенное золото. На втором плане двое слуг кладут тело Анании в саване в могилу. Вдали, за линией холмов, виднеется городок с кровлями домов и главками храмов. Композиция позволяет проследить преемственность различных эпох в развитии искусства. Прообразом подобного рода композиций послужила помпеянская фреска "Жертвоприношение Ифигении"' , затем композиция была использована в христианском искусстве в деяниях апостолов и воспроизведена в гравюре Библии Пискатора, изданной в Голландии в XVII веке, которой пользовались в числе других образцов русские иконописцы. Однако художники создали вполне оригинальное произведение.

Резной деревянный иконостас собора воздвигнут в 1756-1758 годах костромскими резчиками "Петром Золотаревым с артелью". "Тело" (конструкция) иконостаса состоит из ярусов, разделенных резными карнизами, между иконами поставлены колонки и резные кронштейны. В искусных руках резчиков дерево превратилось в виноградные лозы с гроздьями, бусинки, растительную плетенку и завитки. Резьба покрыта левкасом и позолочена, плоские фоновые части окрашены суриком. Большие резные киоты с тумбами установлены вокруг столбов.

В собор была поставлена выносная икона "Богоматерь Умиление", принесенная с посольством из Москвы в 1613 году. В настоящее время икона находится в экспозиции музея, она частично расчищена, но лик Богоматери еще скрывает запись более позднего времени.

Алексей Михайлович вложил в собор икону середины XIV века "Богоматерь - Мати молебница".

Из Троицкого собора происходит пядничная икона "Воскресение" ("Сошествие во ад". Костромской музей-заповедник). На подкладке из " тафты имеется надпись: "Образ Воскресения Христова 7190 (1682) году февр(аля) 2 день построен сей образ на нал(ой) в церковь живоначальное Троицы в Ипацкой монастырь по обещанию Чюдова монастыря монахом Афонасием иеродиаком". Манера письма иконы позволяет предполагать, что она создана в мастерской Гурия Никитина. Ее композиция повторяет фреску одноименного сюжета в стенописи Троицкого собора на центральном люнете южной стены.

В экспозиции музея есть произведение иконописи, автором которого, как свидетельствуют письменные источники, является Гурий Никитин. Это створки складня в киоте Казанской Богоматери. Складень был фамильной святыней иконописцев Никитиных из села Шунги. О том, что створки складня писал Гурий Никитин, сообщает иконописец Василий Никитин Вощин в своих "Записках", составленных в 1745 году. Это произведение - одна из ранних работ художника, датируется 60-ми годами XVII века. На створах изображены Благовещение и шесть "праздников".

Гурий Никитин вместе со своим учеником Василием Козьминым, как можно предполагать, написал превосходную икону "Федоровская Богоматерь в чудесах"' - список с патрональной святыни Костромы, дополненный двадцатью клеймами.

Облик Богородицы в среднике строг и суров, ее образ отмечен благородством и суровой грустью. Христос-младенец с тонкими обнаженными ножками выглядит хрупким и беспомощным, он горячо прижался щечкой, слегка улыбаясь, к лицу Богоматери.

Следуют сцены молебствования - по случаю обретения иконы, а затем перед сражением с татарами - о заступничестве.

Битва у Святого озера. На переднем плане - князь Василий Ярославич на коне, у его ног поверженные враги: на заднем плане воин держит икону Богоматери, от которой, по легенде, исходит огненное пламя. В благодарственном молебне участвуют воины, горожане и малыши в белых рубашонках, повернувшиеся с воздетыми руками лицом к иконе и спиною к зрителю. Цикл заканчивается композицией Покрова, в знак покровительства Богоматери городу Костроме.

В XVII веке в стенах монастыря написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Федоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Род Гурия Никитина записан в Синодике Богоявленского монастыря, хранящемся в Государственном архиве Костромской области. Как и другие иконописцы Костромы, это посадские люди, тесно связанные с трудовой средой города, часто они принадлежат беднейшей прослойке посадского населения. Об отце Гурия Никитина, Никите Григорьеве Кинешемцеве, в Писцовой книге сказано, что он "прожитком добре худ", то есть очень беден.

Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценная рукопись, получившая наименование по месту ее нахождения "Ипатьевская летопись". Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н. М. Карамзиным. "Ипатьевская летопись" написана в начале XV века, как полагают, в Пскове, она состоит из трех частей.

Первая часть - "Повесть временных лет", в редакции 1118 года. Вторая часть охватывает 1118-1199 годы - это свод, составленный в 1200 году в Киевском Выдубицком монастыре. Третья - галицко-волынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских летописных сказаний; она доводит повествование до 1292 года.

Царь Михаил Федорович дал монастырю много дорогих церковных облачений. По-видимому, в царских мастерских была вышита превосходная пелена "Положение ризы Христовой". Сюжетом для нее послужило реальное историческое событие - положение в 1626 году в Московском Успенском соборе "ризы господней", присланной в дар московскому царю персидским шахом Аббасом. В церемонии принимают участие царь с царицей и патриарх Филарет (отец Михаила Федоровича) со свитой.

Монастырские описи начала XVIII века рассказывают об искусно сделанных предметах утвари в литье и чеканке. В Троицком соборе в то время имелось большое паникадило с тридцатью двумя шандалами (подсвечниками), украшенное "репьями и птицами медными" и увенчанное двуглавым орлом, - по-видимому, царский вклад. В XVII веке в Костроме было развито серебряное дело, имена мастеров-серебряников отмечают писцовые и дозорные книги города, среди них Федор и Микешка Жидо-вины. Лука Басков, Василий Осипов, Небесниковы. В Оружейной палате хранится кадило из церкви Николы Ратного в Костроме, выполненное, как об этом свидетельствует гравированная надпись, в 1665 году мастером Никифором Матвеевым сыном Гожевым. В фондах музея имеется несколько напрестольных крестов с вкладными надписями. На одном из них написано: "Лета 7190 (1681) декемъвриа въ день постройся сей честный крестъ ко храму Воскресения Христова зовомый на Дебри подаянием прихоцких людей за повелением пресвитера Антипы Павлова тщаниемъ иеродиакона Афанаина Чюдова монастыря что на Москве"; на обороте надпись: "Мощи еде присутствующих храма Благовещения пресвятыя богородицы сверху духовник государев протопресвитер Никита Васильевичь приложил". На другом кресте имеется надпись: "Лета 7202 (1694) марта в 30 состроися сии пресвятейший крестъ к церкви Преображения господня подаянием приходцких людей и иных верующих во спасение душ своих".

Кроме вышеописанного в Троицком соборе и в монастыре находится еще много произведений древних мастеров.

В 2001 году при прокладке вентиляционных ходов в подклети Троицкого собора была обнаружена усыпальница. Абсолютно точно утверждать, кому принадлежит эта усыпальница в настоящее время нельзя, так как идентификация человеческих останков - дело хлопотное, однако ученые не исключают, что прах 8 человек - загадочная гробница бояр Годуновых, местонахождение которой в течение последних 200 лет оставалось научной загадкой.

В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников.

При подготовке статьи использованы материалы сайта www.kostroma.ru

Смотри также: Музей деревянного зодчества. Находится рядом с монастырем, частично на территории самого монастыря.


Адрес:  г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь.

Телефон: (0942) 39-14-80

Проезд: в Костроме - автобус № 14 до остановки "Ипатьевская слобода"

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото август 2002 г.
Алексей Сигаев

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото август 2002 г.
Алексей Сигаев

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото август 2002 г.
Алексей Сигаев

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Троицкий собор
Фото сентябрь 2000 г.
Борис Акулов

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото 04 мая 2003 г.
Павел

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Троицкий собор
Фото 04 мая 2003 г.
Павел

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото 04 мая 2003 г.
Павел

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Троицкий собор
Фото 04 мая 2003 г.
Павел

Костромская область - Кострома - Ипатьевский монастырь Святой Троицы и музей деревянного зодчества

Фото 04 мая 2003 г.
Павел

Статья о музее деревянного зодчества выделена из статьи об Ипатьевском монастыре
и добавлены 5 фотографий: 30.05.2003 (Павел)

Добавлена 1 фотография и обновлено расположение и проезд: 09.03.2003 Борис Акулов

Статья подготовлена: 27.10.2002 - Павел

Фотографии: Алексей Сигаев, Борис Акулов, Павел

Наверх

Rambler's Top100Rambler's Top100

Переезд, как выбрать компанию: ремонт мобильных телефонов nokia. Ремонт Nokia. Экспресс сервис.
Hosted by uCoz